Как проверить слух в домашних условиях

Как проверить слух у ребенка: простые и доступные методики проверки слуха дома у детей младенческого и раннего возраста

Как проверить слух у ребенка

Для чего контролировать слух у ребенка

Кроме того маленькое понижение слуха ребенка может очень плохо сказаться на развитии речи. Нарушения слуха смогут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без особой помощи кроха не сможет овладеть речью, поскольку не слышит взрослого и себя и не имеет возможности подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух в то время, когда уже обучился сказать (к примеру, в 2, 5 – 3 года). В этом случае кроха кроме этого может утратить обращение, в случае если ему вовремя не будет оказана особая помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может понижаться в следствии наследственных болезней, инфекционных заболеваний (свинка, корь, скарлатина), отитов, серьёзного гриппа, по окончании лечения с применением антибиотиков. Диагностику слуха делает доктор – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Диагностику слуха малыша необходимо сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения неприятности и своевременной педагогической помощи зависит, как хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную диагностику слуха возможно сделать дома. Из данной статьи Вы определите простые и доступные методики определения слуха у самых мелких детей, каковые возможно применять для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также будут применять воспитатели детских садов дабы уточнить обстоятельства неприятностей ребенка определить, слышит ли их ребенок либо у него наблюдаются неприятности поведения и речи, по причине того, что он не хорошо слышит. В случае если обнаруживаются неприятности то ребенка необходимо в обязательном порядке продемонстрировать доктору лору.

Развитие слуха у младенца: что необходимо знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – 20 дней жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы имеете возможность заметить, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (обширно открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется в большинстве случаев в возрасте двух – 20 дней.

Это несложнее всего проверить на протяжении крика ребенка. В случае если ребенок кричал, а сейчас Вы подали нежданно долгий звуковой сигнал неподалеку от ребенка (к примеру, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц кроха поворачивается в ответ на звук голоса сзади его.

В три – шесть месяцев младенец кроме этого в ответ на звук обширно открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сперва взглянуть глазами в сторону звука, а после этого уже развернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позднее. В первый раз такая реакция отмечается на голос мамы. Кроме этого с 4 месяцев кроха поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не обожает резких звуков, вздрагивает от них (к примеру, в случае если кто-то внезапно позвонил в квартиру), обширно открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук либо начать плакать.

Показателем хорошего развития слуха кроме этого есть гуление и лепет. В возрасте приблизительно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка неспешно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого кроха интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет начинается и в нем неизменно появляются новые слоги и звуки (в случае если взрослый говорит с ребенком, поддерживая его лепет).У не хорошо слышающего ребенка лепет появляется, но потом не начинается, поскольку он не имеет возможности подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может отыскать источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется лишь по слуху). У недоношенных детей либо детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. Другими словами реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не смогут отыскать источник звука. Они обучатся этому чуть позднее.

Это крайне важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого либо не хорошо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – кроме того глухие – гулят! И дальше все дети и глухие дети а также переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у не хорошо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко увеличиваются с каждым месяцем.

В случае если же нарушение слуха было найдено сразу же и крохе оказали медпомощь и подобрали личный слуховой аппарат, и выполняют с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии для того чтобы малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет начинается как у простого ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит обращение, понимает, начинает сказать как и простые слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю говорит, задает вопросы- словом, он простой кроха! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, каковые были без помощи до трех лет и исходя из этого в три года они немые, другими словами не говорят по большому счету! Не смотря на то, что имеют хороший потенциал умственного и речевого развития.

Исходя из этого крайне важно своевременно оказать помощь крохе. В случае если ее не смогут оказать в Вашем городе, то неизменно возможно обратиться в областной центр либо в клинику большого города. Так как как раз срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый ответственный фактор. Значительно тяжелее затевать в три года помогать ребенку овладеть речью, в то время, когда время уже потеряно и он целых три года ничего не слышал!

И еще один принципиальный момент – при возникновении проблем со слухом у ребенка в большинстве случаев родители думают в первую очередь о докторе. Но дабы оказать помощь ребенку стать полноценным человеком такому крохе весьма нужен в первую очередь сурдопедагог! Как раз сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и продемонстрирует Вам необходимые Вашему ребенку игры и научит Вас верно их проводить дома. Как раз развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог обычного развития ребенка. Просто операция (на данный момент делают операции, каковые оказывают помощь глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не имеет возможности полноценнно оказать помощь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с доктором удается добиться того, что не хорошо слышащий ребенок будет полноценно сказать и общаться и жить простой полноценной жизнью.

Ниже в данной статье Вы отыщете:

Часть 1 методика проверки слуха у ребенка первого года жизни дома

Часть 2 методика проверки слуха у ребенка второго третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома возможно проверить слух малышей (кроме того в возрасте первых месяцев жизни) посредством способа гороховых проб. Данный способ был предложен Университетом раннего вмешательства Санкт- Санкт-Петербурга. Способ смогут применять педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре однообразных пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза либо ветхой фотопленки.

Баночки необходимо заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Из-за чего этот наполнитель употребляется для проверки слуха и запрещено его поменять в данной методике:

— сотрясение гороха формирует звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки формирует звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки формирует звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы станете применять баночки много раз для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то поменяйте наполнители через три месяца. К примеру, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и желаете ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Диагностику слуха проводит мама малыша с еще одним родным взрослым. Необходимо проводить диагностику слуха тогда, в то время, когда ребенок хорошо себя ощущает, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления либо через час по окончании кормления.

Необходимо положить малыша на столик либо посадить на руки близкого хорошо привычного его взрослого (к примеру, бабушки, которая довольно часто заботится за ребенком либо папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента необходимо предотвратить, дабы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните нежно говорить с ребенком, завлекая его внимание к себе.

Сейчас возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть однообразными и симметричными. После этого поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Замечайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Обширно открывает глаза, замирает либо напротив движения стали внезапно намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза либо голову в сторону источника звука?

В случае если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем диагностику слуха с данной баночкой.

В случае если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и контролируем слух ребенка с ее помощью.

Из-за чего нужна эта последовательность применения баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, каковые он слышит. Исходя из этого мы начинаем обследование слуха с самой негромкой баночки и лишь в последнюю очередь берем самую громкую баночку. В случае если ребенок очевидно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки возможно и не предъявлять.

Дабы более точно оценить результаты проверки слуха необходимо учесть два серьёзных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук возможно подавать лишь тогда, в то время, когда всецело стихнет реакция на прошлый звук.

— Нужно любой раз перед новым звуком нежно уложить голову малыша на затылок (если он развернул головку в сторону прошлого звука).

Как трактовать результаты проверки слуха посредством гороховой пробы:

— До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это естественно!

— При обычном слухе у ребенка старше 4 месяцев имеется явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову либо глаза в сторону источника звука.

— При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев либо по большому счету не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, либо то реагирует, то не реагирует.

— По окончании 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не имеет возможности выяснить источник звука. Либо не реагирует на звучание кроме того одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан перечень наиболее информативных для нас непременно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (в случае если имеется такие реакции либо одна из этих реакций на звук в гороховой пробе –значит, кроха данный звук слышит):

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука либо, напротив, он него ( в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: В случае если любой раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это возможно показателем односторонней утраты слуха. Такому крохе необходимо аудиологическое обследование.

Возможно ли проводить гороховую пробу с ребенком по окончании года? Нет. Ребенок по окончании года уже не будет так реагировать на шум баночки, исходя из этого тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта Развитие малыша от рождения до года.

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки кроме этого как и взрослый и хорошо принимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

В случае если ребенок в полтора – два года фактически не говорит либо говорит весьма не хорошо, то прежде всего эксперты контролируют слух малыша. Так как нарушения слуха – весьма нередкая обстоятельство неприятностей с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста посредством намерено выстроенного беседы с ним. Методика создана в Университете коррекционной педагогики РАО.

Первый метод проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо узнаваемые ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее дабы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите дай куклу, продемонстрируй мячик, где собачка? Где у собачки хвостик? где у куклы ротик, глазки ,носик и т.д.

Сперва просьбы и вопросы к крохе задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Позже отойдите на расстояние 6 метров. Сперва просите четким шепотом. В случае если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

В случае если кроха не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на маленьком расстоянии от малыша разговорным голосом. Позже опять отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается чтобы убедиться, что кроха понимает содержание просьбы).

Как проверить слух в домашних условиях

Как трактовать результаты проверки слуха этим способом:

Нормально слышащий кроха выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров. В случае если же он не слышит Вашего шепота, а делает просьбы, лишь в то время, когда Вы рассказываете голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у экспертов.

Дети раннего возраста весьма яркие и подвижные и не могут еще руководить своим поведением. Исходя из этого не всегда удается проверить их слух этим способом. Кое-какие малыши просто не желают слушать и показывать картины и появляется фальшивое впечатление, что у ребенка плохой слух. А в действительности, быть может, он просто не желал делать задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам окажет помощь второй метод проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй метод

Для проверки слуха ребенка Вам пригодится ассистент. Это возможно отец, бабушка, дед, старшая сестра либо брат малыша другими словами близкий ему, отлично привычный человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой взрослый стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и без того потом).Игрушки должны быть занимательными ребенку, но наряду с этим хорошо привычными. Другими словами он должен быть увлечен ими, но не до таковой степени, дабы ничего не подмечать около. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, поскольку кроха может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, в то время, когда Вы чем-то сильно увлечены, Вы также не всегда слышите что говорят около Вас).

Кроха, сидя у Вас на ручках, играется на столе с игрушками. Ваш ассистент поднимается за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и кличет шепотом малыша по имени. В случае если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Опять ассистент кличет малыша шепотом. В случае если и по сей день нет реакции – пускай он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

Затем мама с малышом продолжают играться с игрушками, а ассистент мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (меняем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого негромкого к самому громкому.

Перечень звуковых сигналов для проверки слуха:

Как проверить слух в домашних условиях

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка дудка (среднечастотное звучание),

Как проверить слух в домашних условиях

— барабан (низкочастотное звучание),

— шепотная обращение и голос разговорной громкости (ав-ав, пи-пи, кшшшш, имя ребенка),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим способом:

— Промежутки между звуковыми сигналами делайте не меньше тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз либо головы в сторону источника звука.

— В то время, когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается броская картина либо игрушка.

— В случае если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и медлено приближается к крохе, пока он очевидно не отреагирует на звук. Позже необходимо будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и контролируем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику возможно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сперва играем в те игрушки, каковые будут принимать участие в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играется шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А в то время, когда шарманка замолкает, то кукла скрывается за ширму (ширмой возможно громадная коробка). Кличем с ребенком куклу, и она опять танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а в то время, когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть позвать машинку и продемонстрируйте, как под данный звук опять начала ездить машина. И как она остановилась, в то время, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. В то время, когда барабан замолкает – зайка скрывается. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

— Затем предложите крохе послушать, кого на данный момент позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш ассистент играется на шарманке. Ребенок повернется на данный звук, а Ваш ассистент продемонстрирует ему в ответ куклу. Кроме этого пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли кроха? В случае если да то показываем ему машинку/ зайчика.

Как проверить слух в домашних условиях

— Позже даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и опять предлагаем отгадать, кто его кличет. Ваш ассистент берет эти три игрушки и поднимается на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: Ав-ав. В случае если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Кроме этого демонстрируют другие два звукоподражания.

Чтобы кроха отреагировал на звуки, лучше сперва разрешить ему поиграть с этими игрушками, попытаться их звуки, привыкнуть к ним. И лишь позже проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым методом.

При обычном слухе ребенок реагирует на звуки, каковые подаются с расстояния в шесть метров. Кроме этого он может продемонстрировать хорошо привычные ему игрушки, наименование которых было сказано ему шепотом с расстояния в шесть метров.

В случае если же ребенок реагирует лишь на 1-2 звука из всего перечня с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у эксперта.

Хочу Вам и Вашим деткам здоровья и весёлого развития! Надеюсь, что эта статья будет нужна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на Родной тропинке.

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как проверить слух в домашних условиях

— Занятия с матрешками для самых мелких: как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играться, стихи для игр с матрешками.

— Детская развивающая книжка своими руками: из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите БЕСПЛАТНУЮ КНИГУ «50 игр и затей по формированию речи детей:

Кликните на ссылку либо на обложку книги для бесплатной подписки на книгу

Вам это понравится: