Когнитивная психология

— одно из ведущих направлений современной психологии. К. п. появилась в конце 50 — начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в Соединенных Штатах бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально основной задачей К. п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Наряду с этим исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены бессчётные структурные составляющие (блоки) познавательных и аккуратных процессов, а также кратковременная и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия изучений, столкнувшись с значительными трудностями в связи с повышением числа структурных моделей частных психических процессов, стала причиной пониманию К. п. как направления, задачей которого есть подтверждение решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе К. п. включает все направления, осуждающие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических либо менталистских позиций ( Ж. Пиаже. Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным делается вопрос об организации знания в памяти субъекта, а также о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются кроме этого когнитивные теории чувств (С. Шехтер), личных различий (Л. Айзенк) и личности ( Дж. Келли. М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений К. п. не оправдала возлагавшихся на нее надежд, потому, что ее представителям не удалось объединить разрозненные линии изучений на единой концептуальной базе.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

когнитивная психология Этимология.

Когнитивная психология

Происходит от лат. cоgnitiо — знание + греч. psyche — душа + logos — учение.

Направление в психологии.

Когнитивная психология

Появилась в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера — психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Тут постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание. селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и жажды). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие. распознавание образов, внимание. память. воображение. обращение. психология развития. мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект .

Основным способом выступает анализ микроструктуры того либо иного психологического процесса.

Neusser U. Cognitive Psychology. N.Y. Appleton Century Crofts, 1967;

Брунер Дж. Психология познания. М. 1977

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

(англ. cognitive psychology ) — одно из направлений в основном амер. психологии, появившееся в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного изучения, разглядывая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. складывается из многих разделов: восприятие . распознавание образов, внимание , память , воображение , обращение . психология развития, мышление и принятие решения . в целом естественный интеллект и частично неестественный интеллект . С момента происхождения К. п. ее основным способом был информационный подход . в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и краткосрочной памяти. протекавшие по большей части в миллисекундном диапазоне времени (см. Способ микроструктурного анализа , Парадигма Стернберга ). С расширением предметной области изучений обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долгосрочной памяти и структуры интеллекта. Исходя из этого когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже ), культурно-исторической психологии (Л . С . Выготский и др.), деятельностному подходу (А . Н . Леонтьев и др.). С др. стороны, созданная ими методическая база экспериментальных изучений привлекла интерес многих европейских, в т. ч. рос. ученых, каковые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический способ). (А. И. Назаров.)

Большой психологический словарь. — М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 302)

Когнитивная психология

Оформление научной школы либо направления тяжело точно датировать. Подобно тому как историю города принято отсчитывать от первого письменного упоминания о нем, так и в истории науки принято отмечать символические даты первых публикаций. Так, официальным днем рождения когнитивной психологии можно считать 6 апреля 1956 г. В данный сутки в Психологическом обозрении (Psychological Review ) появилась статья Джорджа Э. Миллера Волшебное число семь, плюс-минус два: пределы наших свойств обработки информации — первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению. Характерно, что расцвет когнитивной науки пришелся практически на те же самые годы (начало 60-х — середина 70-х). Во всемирной науке эти независимые направления так и существуют параллельно, не пересекаясь и разрешая психологам вольно выбирать, к чему лежит душа. Центральная для когнитивной психологии неприятность — переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира (потому что больше ей взяться неоткуда). Осознав, как человек получает и организует в сознании данные о мире, мы в итоге сможем и осознать, из-за чего и для чего он так или иначе себя ведет. Для когнитивистов предмет психологического изучения состоял как раз в этом. Возможно, и эта позиция небезупречна, но она хотя бы представляется научной.

Обстоятельная статья Миллера (в журнале она заняла 17 страниц) была посвящена проблеме памяти и написана на базе развиваемой автором информационной теории. Нужно заявить, что волшебное число семь было открыто задолго до Миллера. Еще на рубеже XIX — XX вв. Дж.М.Кэттел экспериментально установил, что внимание человека возможно в один момент сосредоточено на пяти, максимум — семи элементах. Таков, как довольно продолжительное время считалось, и имеется количество краткосрочной памяти. Миллер сумел продемонстрировать, что люди способны увеличить ограниченные возможности краткосрочной памяти, группируя отдельные единицы информации и применяя знаки для обозначения каждой из групп. К примеру, последовательность цифр 7 14 12 19 9 7, предъявляемую не надолго, запомнить не так-то просто. Это легче сделать, в случае если организовать последовательность следующим образом: неделя (7 дней), 14 дней (14 дней), количество месяцев в году (12), определенный год (1997). Так, было продемонстрировано, что ограниченность краткосрочной памяти определяется совсем не числом информации, объективно измеряемой в битах, а субъективной организацией материала в более либо менее большие порции либо куски, размеры которых, как продемонстрировал создатель в опытах на самом себе (эта традиция изучения памяти идет еще с опытов Г.Эббингауза полуторавековой давности), изменяются в ходе обучения. Это, со своей стороны, говорит о том, что краткосрочная память не просто предшествует долгосрочной — ее возможности определяются содержанием долгосрочной памяти, либо опыта. Не смотря на то, что число фрагментов, каковые человек способен единовременно запомнить, в течении жизни остается относительно постоянным, но сумма информации в каждом из них возрастает по мере того, как растет сумма накопленных человеком знаний. Это положение имеет принципиальное значение для педагогической практики, в случае если понимать ее в классическом смысле — как процесс приобретения знаний.

Популярная психологическая энциклопедия. — М. Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Область психологии, пробующая изучить и осознать воздействие когнитивных процессов. Когнитивные психологи пользуются этим (знанием для объяснения многих аспектов нашего повседневного поведения — от дорожнотранспортных происшествий (объяснения, связанные с вииманием и восприятием) до навыков обучения (объяснения, связанные с памятью).

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М. ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Вам это понравится: